Сергею Горбачеву, главному редактору газеты «Седьмая столица».

 

Театр, Демоны и  театральная критика…

 

 

 

Уважаемая госпожа театра льный критик Наталия Зограбян!

Благодарю Вас за искреннюю, хоть и нелицеприятную статью  о спектакле «Тойбеле и ее демон» в моей постановке и музыкальном решении в Ростовском областном молодежном театре.

По выражению любимого мной режиссера Николая Павловича Акимова (почему-то в Вашей статье он заявлен как А. Акимов), «критик, пришедший на спектакль в дурном настроении, обязательно напишет, что «все плохо». Надеюсь, что ваше настроение никак не связано с вашим здоровьем и «нарушившийся кислотно-щелочной баланс во рту» во время просмотра спектакля, обязательно придет в норму. Т.е., как вы  пишите – «рассосется» и у вас наконец-то получится «выплюнуть увиденное, которое никак не хочется переваривать».

Ваша фраза о том, что «если у еврея нет чувства юмора, то он и не совсем еврей», вызвала у меня горькое чувство разочарования своей несправедливостью. Я – «совсем» еврей, о чем свидетельствуют моя внешность, свидетельство о рождениии, а также добродушные взрывы хохота зрительного зала на протяжении всего спектакля.

Что же касается чувства юмора отдельного театрального критика, присутствующего на спектакле ввиду профессиональной необходимости – то смею Вас заверить, что даже самая «разгромная» статья при желании и умении может быть написана с юмором и доброжелательностью. А не так сурово и обличительно, как Ваша.

Впрочем, это все всего лишь вопросы профессиональной этики. И еще… Как-то неправильно было во время спектакля, в перерыве между первым и вторым действием, подойти к исполнителям главных ролей и зараннее пообещать им

«страшную рецензию». Но нужно отдать должное профессионализму Сергея Беланова и Светланы Садиковой, честно и на полном дыхании догравшим спектакль до конца.

Всерьез воспринимать все Вами написанное как-то даже неудобно…И режиссер, который «возможно искал современность» и которому «нужно поставить хотя бы нужный вопрос» - плох. И композитор ,« связавший отдельные картинки десятью тактами музыкальной темы «а-ля Крутой» - плох.

(И Крутой, подразумеватся, тоже плох) . И балетмейстер, поставивший «не просто плохой,а яростно плохой танец»  «смешных дьяволиц»( значит, было что-то смешное и для Вас)- ужасен.

И сценография «унылая» (бедный художник!), хотя все же Вам «запомнился финал – уход ее (подразумевается главная героиня) в небо, под спущенный с колосников горящий семисвечник », «ничем не мотивированный»(снова режиссер виноват).

«Тойбеле – С. Садикова – была до ужаса серьезна, никакой лирико-поэтической ноты (потрясающий критический образ!) так и не мелькнуло» - к счастью, актриса Светлана Садикова достаточно ироничный человек, чтобы не огорчаться на подобные высказвания.

«Алхонон – С.Беланов метался по сцене, изображая демона, но где-то за кадром остался несчастный учитель» - значит определенная многоплановость в его работе была. А то, что «метался» - ну так актеры иногда и двигаются на сцене, а если у их героев сложные проблемы – и мечутся.

А вместе «они изображали страсть и любовь, которую и в жизни-то не увидишь»…Мне неловко вам напоминать о том, что «театр – это увеличительное стекло»,а выражение – «чтобы было, как в жизни» - давно осталось в эпохе социалистического реализма. И потом… «в жизни» действительно редко встречается любовь женщины к дьяволу, однако это не означает, что подобное не может произойти.

Цитировать остальные Ваши плохомотивированные пассажи не имеет смысла.

По двум причинам.

Первая – потому что я, как режиссер, а значит, автор спектакля -  однозначно принимаю все удары на себя. И если что-то в нем не получилось – ни актеры, ни художник, ни балетмейстер в этом не виноваты. Они добросовестно, грамотно и в высшей степени профессионально выполняли мои режиссерские задачи.

А вторая… Вы язвительно замечаете, что «спектакль многие в городе не посмотрят»…На первом спектакле 12 декабря, на котором вы присутствовали – не могли не заметить, что зрительный зал был максимально полон и в финале публика СТОЯ приветствовала участников  - актеров и режиссера. Около пятнадцати минут звучали аплодисменты и многие зрители со слезами на глазах -  в зале и за кулисами - благодарили актеров за чудесную игру. То же самое происходило и на двух последующих спектаклях (у меня сохранились их видеозаписи).

Молва сильнее газетной статьи, поэтому я искренне надеюсь, что 23 и 24 января, когда состоятся следующие показы – все будет точно также. И «многие в городе спектакль посмотрят».

Театральные постановки ставятся для зрителя. И только зритель своим признанием или непризнанием может ставить оценку его создателям.

А театральный критик – если он хоть чуть-чуть знает театр изнутри и хоть немного предсталяет себе, сколько душевных сил затрачивается людьми, участвующими в спектакле и создающими его– даже в самой строгой критической статье найдет  несколько теплых слов. Хотя бы для актеров…

 

Жаль, что  мне приходится вам это объяснять. Просто если вы  будете писать о театре и в дальнейшем – старайтесь делать это тоньше, естественней, добрее и…достойней.

 

С уважением

Режиссер и композитор спекталя «Тойбеле и ее демон»

ЯН БАРЕНБОЙМ.

 

P.S. 14 декабря, после заключительного премьерного спектакля, стало плохо с сердцем у актера Александра Тубияшевича, исполнявшего роль Раввина. Он принял таблетку, некоторое время провел в гримерной и решил самостояльно ехать домой. Я пожал ему руку, поблагодарил за роль и попросил беречь здоровье. На предложение отвезти его домой он ответил отказом. Сказал, что все уже прошло и он доберется самостоятельно. Через некоторое время его нашли мертвым в собственной квартире… Сердце не выдержало…

Вечная память замечательному актеру и прекрасному человеку!

Он тоже присутствовал во время разговора  критика с артистами в антракте. Но как это и подобает пожилому мудрому человеку  -  сидел поодаль, не вмешиваясь. Я не склонен проводить никаких прямых аналогий…но очень прошу всякого пишущего помнить о том, что  доброе слово – возрождает, злое – способно убить. Еще Николай Васильевич Гоголь писал: «Слово гнило да не исходит из уст ваших!»

 

 

 

Hosted by uCoz