«Праздник мертвой листвы» на театральной сцене

Таис Жангарина

ИА "Апельсин"

 

«Праздник мертвой листвы» на театральной сцене

Сегодня вечером в екатеринбургском драматическом театре «Волхонка» состоится премьера нового спектакля. Пьесу украинского драматурга Неды Нежданы «Праздник мертвой листвы» поставил в нашем городе, израильский режиссер-постановщик и композитор Ян Баренбойм. Режиссер из далекой мифологической страны работает в Екатеринбурге уже не первый раз. «Праздник мертвой листвы» - второй его спектакль в нашем городе. И сейчас, равно как и год назад, он решил работать именно с театром «Волхонка». По признанию самого режиссера, ему очень нравится камерная атмосфера «Волхонки». Что интересно, такого мнения придерживается не только израильский режиссер. О чем-то подобном говорил главный режиссер Театра юного зрителя Вячеслав Кокорин, да и не только он. Большая сцена утомляет своим необъятным пространством. Режиссерам уже хочется чего-то камерного, решенного в минималистском духе. Поэтому и делается выбор в пользу малой сцены. Сейчас зрителя шокировать чем-либо крайне трудно. Чтобы заинтересовать его, скажем, новой постановкой, нужно придумать что-нибудь «этакое». Пока другие режиссеры упражняются в «этаком», Баренбойм решил шокировать публику несколько иначе. Многие помнят атмосферу комсомольских собраний недавнего прошлого, поиск «врагов народа» и тотального проникновения советской системы и идеологии в самые потаенные уголки личности человека. Унизительные процессы на работе, словосочетание «моральный облик» - это все осталось реликтами нашего не так далекого прошлого. Главные герои пьесы Неды Нежданы оказываются на импровизированном советском суде. А зовут их Борис Пастернак и Анна Ахматова. Драматург и режиссер создали импровизированную ситуацию переклички двух живых поэтов с тенями уже умерших Николая Гумилева и Марины Цветаевой. И странный персонаж с личностью советского администратора обвиняет Пастернака в том, что он косвенно виновен в смерти Марины Цветаевой. Проанализировав свою жизнь, кто не побоится сказать, что он ни в чем не виноват? Сколько напрасных разрывов и разбитых судеб появилось именно от того, что кто-то в один определенный момент не сделал нечто. Не важно что. У каждого свои грустные мысли по этому поводу. И у каждого человека в жизни есть эпизод, о котором он вспоминает со словами: «Если бы все можно было изменить, поступить тогда по-другому». Пастернак и Цветаева – два «равносущностных», по выражению Марины, поэта. И если бы Борис Пастрнак это понял и рискнул ради нее всем, то, может быть, и не было бы самоубийства Марины. Спектакль очень точен драматургически. Существует внешняя канва – импровизированный суд. Внутри этой схемы и бушуют страсти героев. «Праздник мертвой листвы» - очень эмоциональная постановка. Но эмоции героев мечутся в заколдованном круге, как в боксерском ринге. Не выходя за его пределы и, в конце концов, обрушиваясь на голову того, кто их произвел. Кажется, ничего необычного нет, в последнее время часто ставятся такие спектакли. В них текст пьесы и образ персонажа собирается из дневников, стихотворений и писем его героя. Но пьеса Нежданы все же вызывает у зрителя определенный шок. Почему? Есть старое правило – нельзя лезть в тайну личной, душевной жизни другого человека. И еще, есть один закон, который не должен нарушать человек. Он известен всем – «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судили вы, таким и вас будут судить». Ян Баренбойм сразу после премьеры уезжает в Ростов ставить пьесу известного израильского драматурга, лауреата Нобелевской премии Исаака Башевиса Зингера. Можно только порадоваться за ростовчан, ведь они увидят не только постановку хорошего режиссера, но созданную по пьесе классика литературы необычного жанра «магический реализм».

 

 

Hosted by uCoz